"Его смерть должна изменить общество". Эти слова полгода назад сказала 15-летняя дочь убитого, во время матча “Катания” – “Палермо”, полицейского Филиппо Рачити. В ту ночь сотни людей шли к гробу погибшего, потрясенные, случившемся инцидентом. Власти пошли на беспрецедентные меры, отложив матчи на неопределенный срок. Это убийство взбудоражило всю общественность Италии, даже, римский папа Бенедикт ХVI высказался с осуждением в адрес фанатов, устроивших потасовку. Сколько было написано гневных статей, сколько было пролито слез, сколько сожалений и скорби проявилось в те дни. Однако, время на самом деле лечит, и трагедию, которая навсегда осталась черным пятном в сердцах близких Рачити, давно уже позабыли, отзываясь о ней, как о неприятном происшествии.
День назад все повторилось. На этот раз был застрелен болельщик римского клуба, который торопился на матч своей любимой команды, торопился поддержать ее в борьбе с грозным “Интером”, торопился, в случае победы, отпраздновать выигрыш, а, в случае поражения, огорчившись на мгновение, добрым словом отозваться о клубе, который бился на поле. Он так и не доехал до стадиона. В результате потасовки и в весьма запутанной ситуации “каробинеры” открыли огонь. 26-летний Габриэле Сандри скончался на месте. Волна негодования и ужаса прокатилась по всей стране. Масса недовольных и озлобленных людей выбежали на улицы, ломая и круша все на своем пути. Федерация футбола вынуждена была отменить три встречи, а в дальнейшем решать судьбу продолжения всего чемпионата.
Я не берусь искать правых и виновных в этой ситуации. Я не оправдываю полицейского, совершившего тот роковой выстрел, но и не обвиняю его, попавшего в тяжелую ситуацию. Я не требую с пеной у рта остановить на несколько недель “кальчо”, или же, напротив, возобновить все игры. У каждой стороны своя правда, и подчас, стороннему наблюдателю, выслушавшему обе версии, не удается сделать однозначный вывод. Я, лишь, утверждаю, что ситуация была прогнозируема. Это могло случиться не 11 ноября, а, гораздо, позже. И мог пострадать не болельщик какого-то клуба, а “каробинер”, следящий за порядком, или же, абсолютно посторонний человек, который мог оказаться не в том месте, не в то время.
Мое утверждение основывается на том, что итальянские болельщики больны. Они на самом деле безумно больны футболом. Ни в одной стране мира я не видел таких эмоций, которые проявляют люди, наблюдая за футболом. Посмотрите на трибуны на стадионах, на безумные глаза фанатов, в которых за несколько секунд может промелькнуть восторженная радость, тут же, сменившись неподдельным отчаянием. Посмотрите на любовь “тиффози” своих команд. Трудно было бы представить, чтобы болельщики команды, которая борется за третье место в чемпионате, проигнорировали бы последний решающий матч, предпочитая отдохнуть дома в воскресный день. Футбол в Италии подобен религии, люди могут жить в бедности, иметь массу проблем, находиться на различных полюсах социальной лестницы, но эта игра нивелирует все отличия, объедения, хоть и на краткий миг, тысячи людей.
Моя статья написана в противовес многим мнениям, что в случившемся виноваты правительство, федерация футбола, сами фанаты. Что стоит предпринимать превентивные меры, бороться с хулиганством и жестокостью. Это все могло бы быть в любой другой стране, но не в Италии. Единственный выход обезопасить себя от дальнейших неприятных эксцессов – это запретить зрелищную и красочную игру по всей стране. А это, практически, невозможно.
Что же делать скажите вы? Наверное ничего. Мы не можем бороться с несчастными случаями, природными катастрофами или смертельными болезнями, воспринимая их как божественный случай. То же самое и с футболом в этой южной эмоциональной стране. Итальянские фанаты, просто, воспринимают эту игру как отдельную жизнь в своей жизни. И стараются прожить её, всю без остатка, получая от этого большое удовольствие.
|